DataLife Engine > Новости > VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское


4-06-2018, 19:58. Разместил: redaktor-1

VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское3 июня 2018 года в селе Воздвиженское прошел уже VII Фестиваль Традиционного русского пения.

Основной груз организации фестиваля взяла на себя Воскресная школа и коллектив прихода Крестовоздвиженского храма.

Уже 10 лет приход сотрудничает с музеем «Деревянной русской курной избы». Этот музей расположен в селе Воздвиженское и создан Дмитрием Александровичем Соколовым, профессиональным реставратором по деревянному зодчеству. Фестиваль проходит на территории данного музея.

Традиционно фестиваль проходит в конце мая – начале июня. Несмотря на то, что каждый год он проводится в разное время, он приурочен ко дню Славянской Письменности.

Фестиваль открыл настоятель Крестовоздвиженского храма, протоиерей Андрей Крашенинников.

Во вступительном слове отец Андрей всех поздравил с праздником Всех Святых, а также сердечно поприветствовал исполнителей и гостей фестиваля.

В Фестивале участвовали:

- Коллектив прихожан Крестовоздвиженского храма и дети Воскресной школы. Приветственной песней стало произведение собственного сочинения «Эх, Стоит терем…». Далее прихожане вместе с детьми исполнили совместно два духовных стиха «Как по морюшку …» и второй стих «О числах». Затем были исполнены уже только прихожанами два духовных стиха – «Плач Адама» и «Окиян море». «Плач Адама» - это лирический покаянный плач, который бытовал с XII века и исполняется перед Великим постом, когда вспоминается «Изгнание Адамово». Мысли средневекового человека обращались в те дни к Адаму и Еве, грехопадение которых, легло как печать на жизнь всего человечества.

Духовные стихи – это целый поэтический и музыкальный мир, это переосмысленные народными певцами сюжеты церковных проповедей, ветхозаветных и евангельских текстов.

Еще один духовный стих, который исполнил хор прихожан - «Окиян Море». Это духовный стих, в котором море представляет собой образ «мира сего», «века сего», среды пребывания «ветхого Адама». Камень, лежащий среди окиян-моря и на сем камне воздвигнута Церковь. Это и  есть, безусловно, образ самого Господа нашего Иисуса Христа. Камень ввергнут в середину окиян-моря, но не потопляется пучиной моря. Это и есть истинное отображение победы Христа над смертью и Его царствования над миром до Второго пришествия. Спаситель не принуждает мир к добру силою, но поистине побеждает мир Своим Воскресением и Промыслом о всякой уповающей на Него душе, давая ей спасение и опору в бурных житейских волнах.

Выступление прихожан, уже по сложившейся традиции, открывало фестиваль. Оно является отражением замысла фестиваля и продолжает традиции русского пения на селе. Духовные стихи – это наше продолжение жизни в храме. Закончилась воскресная служба, мы выходим из храма и все становимся мирскими. А с духовными стихами не так, потому что мы продолжаем жить в церковном русле, пусть и делая мирские дела. Дома мы не станем петь ни «Иже херувимы», ни «Милость мира». А вот духовный стих – совсем другое дело. Сам запел, кто-то из домашних подхватил – так и живешь от службы к службе, дышишь этим. В этих песнях столько духа, правды, надежды, любви и совместной радости.

Следующими участниками нашего фестиваля стали две сестры – Валерия и Анастасия Петрушины, представляющие ансамбль «Веретёнце».

Поэтический образ нити жизни, связующей культуру прошлого с днем настоящим, лег в основу названия ансамбля «Веретенце». Веретенце – это крутящийся стержень, на который пряха наматывает нить – символ течения жизни в этносе многих народов.

Ансамбль «Веретёнце» - неизменный участник фольклорных фестивалей в России, его хорошо знает публика разных стран и континентов. Ансамбль образован 36 лет назад. Его бессменным вдохновителем и основателем на протяжении 30 лет была Елена Алексеевна Краснопевцева, последние 6 лет руководит ансамблем Валерия Евгеньевна Петрушина. Сестры Анастасия и Валерия Петрушины на протяжении последних 24 лет выступают в данном ансамбле. Основу богатейшего репертуара Ансамбля составляют подлинные образцы народной музыкальной культуры: фольклорный материал исполнители собирают в экспедициях по югу Курской области, где сохранился живой дух столетий, где песня, танец и народная инструментальная музыка занимает немаловажное место в повседневности, где живы еще старинные обряды. Ансамбль представил на фестивале свою программу, состоящую из духовных стихов: «Ты, дороженька», «Житейское море», «Плакася Адаме», «Открывайте все печали», «Крест тяжелый», а также были исполнены фольклорные песни: «Темный лес, зелёная дуброва», «По улице, по шведской», «Зацветала у лози лоза», «Если хочешь быть военным» и «Доля». Практически все песни были записаны в селе Плехово, Курской области.

Следующими на нашей сцене выступил дуэт «Древо Жизни» – Костантин Сигитов  и Марианна Мельвиль, гусляры» Государственного Исторического Музея» и «Музея Древнерусского Искусства имени Андрея Рублева». Во всех религиях используется музыка, потому что она оказывает очень мощное воздействие на человека. К примеру, даже в Ветхом Завете псалмопевец Давид упоминал гусли, как один из инструментов, на котором восхваляли и воспевали люди Господа. Ведь насколько важно когда музыка, которая звучит вокруг нас, имеет отношение к нашей истории, к чему-то “высокому”, поднимающему человека над обыденной реальностью.

Дуэт Древо Жизни исполнил для нас инструментальную композицию «Святая Русь», духовный стих «Голубиная книга» и былину «Соловей Будимирович» в современной обработке под аккомпанемент гуслей. Коллектив «Древо Жизни» считает, что основываясь на глубинных истоках, музыка должна впитывать в себя новое, обретать современную жизнь, что творчество не должно застывать во времени, а должно развиваться в соответствии с тем, что происходит в культуре и окружающем мире. Это процесс живого творчества.

Далее на сцене выступила Полина Терентьева. Кандидат искусствоведения, специалист по древнерусской музыке, знаменному пению, исполнитель духовных стихов народов России, Украины, Белоруссии, поморских северных традиций, монашеских и дораскольных покаянных песнопений.

Творческая индивидуальность исполнительницы заключается в возрождении древних духовных стихов письменной традиции (XVI–XVII вв.) в сочетании с архаичным произношением и опорой на устную традицию в прочтении знаменной нотации. На вопрос: «Скажите, о чем идет речь в древних духовных стихах?» - Полина Терентьева отвечала: « Духовные стихи — это песни, в которых отражаются самые искренние и сильные религиозные переживания, то, что заставляет людей обращаться к Богу, Богородице и святым в повседневной жизни. Особое внимание в духовных стихах уделяется состоянию души после телесной смерти. Отношение к смерти, память смертная была очень важна в жизни русского человека. Сейчас люди обычно стараются о смерти не думать, не готовясь к ней, уходить от размышлений о ней и делать вид, что её как бы и нет. Раньше же, если судить по духовным стихам, переход в иную жизнь был одним из важнейших, если не самым важным событием для человека». Полина исполнила для нас следующие духовные песнопения под аккомпанемент редкого инструмента под названием колесная лира: «Величание всем святым» (Поморская традиция), «Стих о пророке Ионе» (Омская обл.), «Сей стих о любви» (знаменный распев, 1 глас), «Стих о Василии Кесарийском» (Пинега), «Стих о Святом Георгии» (Украина), «Ходил же Никола» (Владимирская обл.) и «Егорьевская песня» (Беларусь).

Следующими выступил творческий коллектив «Изюминка» ДК поселка Заречный. Руководитель коллектива Маслякова Маргарита Анатольевна. Это были самые юные исполнители фестиваля (они ходят в детский сад). Зрители с умилением их слушали и горячо им аплодировали.

Далее выступил хор русской песни ДК поселка ЛОЗА под руководством Бухалева Василия Владимировича. Хор исполнил песню «За тихой рекою» и «Подай балалайку».

Закрывали фестиваль наши гости, которые впервые участвовали в нашем фестивале -  Фольклорный ансамбль-лаборатория «Камышинка», солировал Дмитрий Миненков. Ансамбль-лаборатория «Камышинка» — это открытое творческое сообщество, возникшее на базе фольклористической экспедиционной работы. Руководитель и основатель «Камышинки» — Андрей Сергеевич Кабанов. Полное название: «Лаборатория практической фольклористики фольклорный ансамбль «Камышинка» при НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева».

К слову сказать, данный ансамбль совершенно неожиданно стал участником нашего фестиваля. История о его появлении и приглашении похожа на проявление Божественного промысла в нашей жизни, хотя кто-то может это назвать просто совпадением. За полторы недели до начала фестиваля сразу несколько коллективов связалось с нами и отказались участвовать ввиду болезни и репетиций. Мы были очень огорчены и думали кем же мы сможем заменить в последний момент этих артистов. Каково же было наше удивление, когда, гуляя одним из вечеров по парку Коломенское в районе Церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове (главная особенность, что это единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многоглавый храм XVI века - выдающийся памятник русского зодчества), мы услышали пение народного хора, доносившийся из-за деревьев. Познакомившись с ребятами, мы узнали, что они являются участниками ансамбля «Камышинка» и готовы принять наше приглашение стать участниками фестиваля. Нашей радости тогда не было предела.

Ансамбль «Камышинка» представил на сцене следующие песнопения: «Чей-то терем» - величальная; «Сама иду по камню» - весенняя закличка; «Поехал казак на чужбину далеко» - Донская казачья протяжная; «Не унывай душа моя» - духовный стих; «Не по морю» - терская былина о соколе-корабле. По окончании своего яркого и запоминающегося выступления на сцене фестиваля, ансамбль закружил в хороводе большинство пришедших на фестиваль зрителей. Была два народных хоровода: «Голымба» - крыловой некрасовский хоровод  и игровой хоровод «Рыба». После хоровода были предложены игры под названием «Трифон», «Дударь», «Суп варить» и «Челнок», проведенные по старинной русской народной традиции. В танцах, хороводах и играх приняли участие все желающие. По окончании всеми участниками игр и хороводов было исполнено величание, адресованное хозяюшкам нашего прихода, под названием «спасибо хозяину».

Отзыв об участии в фестивале ансамбля «Камышинка» и их фотографии можно посмотреть здесь.

В том числе, в рамках фестиваля проходили мастер-классы:

- по гончарному ремеслу;

- по ткачеству;

- по тёсу (работа с топором);

- детская игра (квест) по истории села Воздвиженское и русским традициям.

Прихожане храма провели выставку своих изделий, созданных в традициях народных промыслов. В том числе, во время фестиваля действовала лавка старины Вологодской области. Во время фестиваля силами прихожан было организовано питание всех желающих были предложены пироги с ароматным чаем из самовара, плов и традиционный шашлык на углях, а также мороженое и газировка. Прекрасная погода, душевная атмосфера, вовлеченность прихожан храма создали ощущение праздника у всех участников и гостей Фестиваля.

Ждем всех на VIII Фестивале в следующем году!

Статью о фестивале фотографа Владимира Саяпина можно прочитать здесь.

Степан Друганин

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское


 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское


 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

  VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское


 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское


 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское

 VII Фестиваль традиционного русского пения в селе Воздвиженское


Фотографии Владимира Саяпина

Вернуться назад