День первый
Мы, еще не вполне отошедшие от авиаперелета паломники, едем в г. Цетине, - духовный и культурный центр Черногории. Вид из автобуса даже видавшим виды туристам не дает расслабиться и все мы, привыкшие к строгой природе средней России, жадно ловим открывающиеся взору панорамы горных массивов, сливающихся с водной лазурной гладью. Да... Черногория, Montenegro. Много позже мы будем свидетелями величественного зрелища: штóрма, пенистых сердитых волн, рассерженной водной стихии, достойной в эти минуты кисти великих художников, а пока... тихое зеленое море, вдали голубое, а на горизонте ярко синее, завораживающее своей простотой и величием.
С приездом в Цетине мы попадаем в город вне политики, вне массовой культуры, а по-ощущениям – и вне времени. Душа проникается поистине высоким настроением, тело забывает о повседневных потребностях, и заранее грустишь о том, что скоро назад, в суету цивилизации.
В Богородском монастыре города хранится великая святыня всего христианского мира – десница св. Иоанна Крестителя, а также частица древа Креста Господня. В храме со мной происходят удивительные вещи, чудеса в полном смысле слова: неожиданно понимаешь, что блаженство, о котором поется за каждой Божественной литургией – не мечта, а реальность, в сердце воскресает молитва, осмысленно и прочувствованно звучит евангельское слово, душа погружается в исторические события далекого прошлого сербского народа: видишь, как жители трудятся, поют, водят хороводы, жены собирают своих возлюбленных на войну, редко когда имеющую перерыв. А вокруг - бесконечные горы как надежнейший страж людского счастья и символ вольной мечты черногорца.
«Сказка» не прекращается и по выходе из стен монастыря. Мы гуляем по улицам города, который дарит нам благоухание липового цвета. Заходим в разные маленькие магазинчики, где нас встречают неизменным «изволитэ». Потом мы привыкнем к этому слову, и даже будем передразнивать местных продавцов, а пока все нам кажется добрым, приветливым, необычным. Наши люди с диким азартом набрасываются на местные дыни. И понятно почему! Дыни на срезе ярко оранжевого цвета, необыкновенного аромата, совершенной спелости и непревзойденного вкуса!
По дороге к автобусу мы рассматриваем попадающиеся на нашем пути палатки с украшениями из «морского» материала. Я долго выбирала себе коралловые бусы и вдруг один молодой человек подошел ко мне и радостно улыбаясь сказал: «Вы очень похожи на мою сестру, которая сейчас в Греции. Разрешите я от всего сердца подарю вам эти бусы». Мне тоже захотелось отблагодарить его подобным подарком, но увы, здесь были только женские украшения. Пообещала молиться за него, чему юный романтик несказанно обрадовался.
Вечером мы в Будве. Идем на далекий-далекий пляж, который уединился в живописной бухте Будванской ривьеры. Бухту обрамляют скалы с соснами. Вода прозрачная, с очень чувствительной концентрацией соли. Но безвыходные ситуации не для нас: мы начинаем осваивать всевозможные «стили» на спине, отдыхая на маленьких волнах, с глубоким уважением вспоминая приятную со всех точек зрения воду родного Черного моря.
День второй
На следующий день мы направились в Бококоторскую бухту, расположившуюся на юго-восточном берегу Адриатического моря и врезавшуюся в материк примерно на 30 километров.
Бока дала нам ощутить аромат столетий и культур: иллирийская эпоха, антика и доромантика очень органично и дружелюбно соединились здесь с романтикой, готикой, возрождением и барокко. Необыкновенный синтез всевозможных стилей не может, пожалуй, оставить равнодушным ни одного писателя, художника, поэта, а сколько мотивов для вдохновения найдет здесь импрессионист!
Идем в старый Котор, городские стены которого строились от IX до XVII столетия. Этот наиболее сохранившийся на Адриатическом побережье средневековый город имеет своим покровителем св. Трипуна, в честь которого на фундаменте старой церкви в XII веке построен кафедральный собор. На одной из башен собора большие круглые часы, время на которых измеряется столетиями, а за ним – нависшие ступенчатые горы с кипарисами, так бережно хранящие земной уголок небесной красоты.
На передней стороне дороманской крещальни IX века интересный каменный рельеф: две красивые большие птицы, которые пьют или едят из общего сосуда тонкой работы. Меня очень заинтересовала символическая сторона этого декоративного украшения, ведь, как известно, искусство для человека средневековья имело большое и важное значение, являясь не только искусством, как склонны его были рассматривать иногда в Новое время, - но его морализующий, дидактический смысл был окружен интенсивностью чувства и духовным пространством такой широты, что мог поднимать дух средневекового человека к заоблачным высотам и обогащать его глубокими и сильными переживаниями.
Такое переживание, по-видимому, испытала здесь большая часть нашей группы.
Я думаю, что эти птицы – райские, а чаша – причастие от духовной трапезы в Царствии Небесном. Хотя кто знает, может это только влияние фольклора и народной традиции, что нисколько не умаляет полученного эстетического наслаждения.
У меня получился замечательный снимок в Которе. Представьте себе: задумчивая девушка в розовой тунике стоит на фоне зеленого водного канала, обрамленного шлифованным блестящим на солнце камнем зданий старого города, а вдали - изумительные по своей красоте горы с маленькими часовнями, с уходящими ввысь пиками готических храмов.
Наша группа очень оживилась, когда нам сказали, что есть возможность приложиться к мощам святого мученика Трифона, которые находятся в католическом соборе. Здесь оказался целый «пантеон» мощей за стеклянными витринами, причем, если это часть руки, то она пребывает в кованой серебряной хранительнице, имеющей форму руки, если это нога святого, то – в форме, похожей на понóжие у рыцарских доспехов.
Самое же большое потрясение мы испытали, подплывая на катере к острову Госпа от Шкрпьела, история создания которого уникальна: остров создавался насыпкой камней вокруг утеса, на котором, как гласит предание, была обнаружена икона Богородицы. В храме есть местные реликвии. Моряки, терпевшие крушение у берегов Черногории, приносили в церковь заветные серебряные пластинки с изображением кораблей.
На острове находится не совсем обычная икона. История ее возникновения, как мы и ожидали, оказалась тоже необычной. Муж одной молодой женщины ушел в море на промысел и не вернулся. Жена не хотела верить в то, что муж погиб и начала вышивать икону Богородицы. Но вышивать стала не только шелком, но и своими волосами! 25 лет вышивала она икону в ожидании мужа. Волосы ее от прожитых лет и переживаний из темнокаштановых превратились в белые. Внимательному и изумленному взору предстает вышитая волосами икона Божией Матери – плод молитв и надежды, а потом уже и памяти о безвременно погибшем любимом человеке – икона, начатая темным цветом, а законченная серебряным, - цветом мудрости и жизненных испытаний.