Череда богослужений, предваряющая Пасху, называется Страстная Седмица.
Особо важные для посещения прихожанами службы начались c малого Повечерия в Великую среду. Эта Служба проходит в воспоминание одного из самых знаковых Евангельских событий – Тайной Вечери, на которой Господь наш Иисус Христос установил новозаветное таинство Святой Евхаристии (Причастия Тела и Крови Христа Спасителя). На вечернем богослужении прихожане нашего храма исповедовались и молитвенно готовились к Литургии.
Утром в четверг служилась Литургия Василия Великого, которая является продолжением малого Повечерия. Одним из важнейших текстов этого дня звучит тропарь:
«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвешахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души. Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».
В этих удивительных по своей красоте молитвах христиане исповедают Христа Богом и просят сделать их достойными единения с Ним в Таинстве Евхаристии. Сразу же после Утрени служба продолжилась 1, 3, 6 и 9 Часами, далее Изобразительны и потом началась Литургия Василия Великого.
Великий четверг также называют «чистый четверг». Название это произошло от того, что в этот день православные христиане очищают свою душу в таинствах исповеди и причастия. В советские же времена бытовало поверие, что в чистый четверг надобно убирать дома, наводить порядок внешний и помыться самому.
Вечером Великого четверга прошло особое скорбное богослужение, которое бывает только раз в году. Во время оного раздается чтение двенадцати Евангелий, раскрывающих полную картину страданий Господних. В храме покуда читается Евангелие, прихожане стояли с зажженными свечами. После каждого чтения Евангелие, хор воспевал:
«Слава долготерпению Твоему, Господи!».
В память о страданиях Христа, прихожане по окончании службы, понесли горящие свечи и лампады в свои дома – кто пешком, а кто и на автомобиле, образуя ручеёк огоньков, вытекающий из храма. В своих домах верующие стараются освятить данным светом свои дома. Существует благочестивая традиция рисовать копотью крестики над дверьми и окнами в доме, возможно в память тех знаков, что полагали древние евреи над дверями своих перед выходом из Египта.
Великая Пятница посвящена вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Страстная Пятница была ознаменована особенной службой – Царские (Великие) Часы. (Они названы таким образом по причине того, что на каждом Часе возглашается свое Апостольское и Евангельское чтения.) В Великий пяток, согласно богослужебным указаниям, положено совершать все часы вместе: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, подобно службе в Навечерие Рождества Христова и Богоявления. Литургия в этот день не положена. Это день строгого поста и величайшей скорби.
На Великой Вечерне поется тропарь Благовещения «Днесь спасения нашего главизна», после которого при пении тропаря «Благообразный Иосиф» настоятель храма протоиерей Андрей Крашенинников полагал себе на главу Святую Плащаницу. Батюшка обошел кругом престол через горнее место в северную дверь, впереди него шли два алтарника - один со свечей, а другой с кадилом. Прихожане встречали Плащаницу с зажженными свечами. Плащаница была отнесена непосредственно на средину храма и положена на специальный деревянный постамент Главой Господа Иисуса Христа к северу, а поверх Плащаницы было положено Евангелие.
Во след Великой Вечерни совершается Малое Повечерие. На повечерии хор исполнил удивительные по красоте и проникновенности ирмосы, и сам настоятель читал канон «О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы». По окончании богослужения все прихожане смогли приложиться к Плащанице.
Вечером в пятницу совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы. Так как в этом году на великую Субботу выпал также праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, то служба была украшена также песнопениями, тропарями, кондаками и каноном, посвященным в том числе и данному Двунадесятому празднику.
Утреня являет по своему смыслу воспоминание погребения Христа. Перед Плащаницей совершалось антифонное чтение 118 псалма, стихи которого перемежаются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Данные припевы произносятся как бы от имени Пресвятой Богородицы и являются одним из самых величайших и необычайно тонким по красоте настоящим шедевром церковной поэзии. Каждый год его слова звучат особенно проникновенно и позволяют прихожанам, присутствующих на данном богослужении, особенно чутко прочувствовать моменты службы.
Неотъемлемой частью утрени являл собой канон Благовещения, особенностью которого является то, что по структуре он напоминает разговор Богородицы (перед каждым стихом произносится «Богородице рече») и Ангела (перед каждым стихом произносится «Ангел рече»). Среди канонов двунадесятых праздников, данный канон стоит особняком по красоте своей гимнографии.
После Великого Славословия Плащаницу крестным ходом обнесли внутри храма. Прихожане стояли в храме с зажженными свечами. Крестный ход вокруг храма не смогли совершить по погодным причинам.
После малого крестного хода Плащаницу пронесли по солее мимо царских врат — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».
Утром в Великую субботу читались уже обычные часы. После них вечерня с Литургией святителя Василия Великого. На вечерне исполнялись стихиры воскресные, Великой субботы и Благовещения. После входа с Евангелием читались 15 Паремий Великой субботы из центра храма по старинному богослужебному изданию, по которому служил последний настоятель храма в Спас-Торбеево игумен Епифаний (Авдеев). Во время чтения 15 Паремий в древности совершалось крещение оглашенных, то есть тех, кто в течение 40 дней поста и более готовился к принятию этого таинства. Апостольских чтений на этой службе два: Великой субботы и Благовещения. После них настоятель и алтарники переоблачались уже в одеяния белого цвета, а также были сменены все облачения икон и аналоев в храме с черного на белый цвет.
После этого идут евангельские чтения. Одно из них повествует о явлении Ангела, а потом Воскресшего Христа женам-мироносицам, о подкупе стражи, стоявшей у гроба Господня и о завещании Христа ученикам идти проповедовать всем народам. Другое же рассказывает о благовещении Ангела Деве Марии в Назарете.
После службы настоятелем было произнесено слово о Великой Субботе, а затем освящены куличи, яйца и другие пасхальные яства для разговения в сам день Праздника.
Ночное богослужение началось в 21 час чтение «Деяний святых апостолов» и исповедью. На Пасху причащаются только те, кто соблюдал Святую Четыредесятницу и говел во время нее.
В 23 часа началась Полунощница и Святая Плащаница была отнесена в алтарь.
В полночь с пением «Воскресение твое Христе Спасе ангели поют на небесех…» двинулся Крестный Ход и до 4 часов утра совершалась Великое Пасхальное Торжество. Ликующие воскресные песнопения наполняли церковь, сон не одолевал, а существо человеческое наполнялось духовной радостью.
После Причастия, благодарственных молитв и прочтения посланий весь приход отправился в трапезную для общего разговения. Кроме настоятеля немало наших братий и сестер произнесли добрые слова о празднике и друг друге.
Воссияло солнце и все направились по домам, неся праздник близким.
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе Христос!
Степан Друганин
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.